и н в е с т о р
Итоги-
2 0 1 0
, прогнозы
-2 0 1
I
Реальный сектор
В 2010 году компании оправились от кризисных
страхов и стали увереннее смотреть в будущее
М АРАТ Ш А Й Д А Е В , п р е д се д а те л ь со в е та д и р е к т о р о в О О О « П р и м о р ск и й т о р го в ы й п о р т»
В
2009 гаду бизнес жил в ожи-
дании второй волны кризи-
са. В отчетах аналитиков чи-
талось: «Еще до конца года все сно-
ва рухнет и всех накроет». Все пре-
бывали в нервном ожидании. Те, кто
посмелее, все-таки решались инвес-
тировать в развитие, более осторож-
ные менеджеры просто мониторили
информагентства - а не подорожала
ли снова нефть и не взлетел ли сно-
ва доллар?
В 2010 году бизнес не перестал
ждать новых проблем, но все же вы-
шел из комы. Заметно вырос инте-
рес к инвестированию в различные
отрасли рынка - от телекоммуни-
каций до автопрома. Стали финан-
сироваться проекты с различными
сроками окупаемости.
На рынке снова появились старт-
апы, отложенные в 2008-2009 годах
«до лучших времен». Но самое важ-
ное - началось оживление на рын-
ке слияний и поглощений. Крупные
игроки, будто выйдя из оцепенения
и кризисной спячки, начали приоб-
ретать все, что хорошо и привлека-
тельно лежало на рынке.
Улучшение общей экономичес-
кой ситуации привело к оживлению
кредитной активности компаний.
Ситуация стабилизировалась, рис-
ки снизились, у предприятий появи-
лись средства, банки начали с боль-
шой охотой выдавать кредиты. Но
сами условия кредитования не силь-
но изменились, ставка в течение го-
да колебалась на 0,5-1%,
Руководство страны называ-
ло расширение доступа предпри-
ятий к финансовым ресурсам од-
ной из важнейших мер поддержки
реального сектора. Наконец нача-
ли давать результат антикризис-
ные меры, которые предпринимали
крупные компании два-три года на-
зад: оптимизация производства, со-
кращение издержек и т.д.
В портовой отрасли даже во вре-
мя кризиса не случилось провала,
грузооборот по итогам 2009 года да-
же вырос, поэтому заметных скач-
ков вверх в 2010 году ожидать не
стоило. Но оживление чувствует-
ся и здесь - у крупных финансовых
структур появился интерес к порто-
вой отрасли.
Это стало стимулом к созданию
новых перегрузочных мощностей
во всех основных бассейнах - на Се-
верном, Балтийском, Черном мо-
рях. Формирующиеся системы тран-
зитных транспортных коридоров
«Север - Юг», «Запад - Восток» при-
влекают внимание международных
транспортно-логистических компа-
ний. С каждым годом портовая от-
расль становится все более и более
рентабельной, и это уже видно не
только участникам процесса.
Мне кажется, один из наиболее,
важных итогов этого года - возвра-
щение к пониманию того, что ста-
бильная экономика неотделима от
понятия социально ответственного
бизнеса. В начале кризиса был по-
пулярен анекдот: «В 1998 году вас
считали успешным человеком, ес-
ли у вас есть мобильный телефон,
в 2008-м - если у вас есть рабочий
телефон». Естественно, что в таких
условиях рынок думал о выжива-
нии, и во многих компаниях инте-
ресы работников часто учитывались
по остаточному принципу. Прият-
но осознавать, что мы прошли этот
кризис без потерь, сохранив пре-
красный рабочий коллектив.
В 20.11 году, на мой взгляд, опре-
деляющими для реального сектора
будут макроэкономические факто-
ры: курс рубля, инфляция, увеличе-
ние финансовых резервов, политика
правительства в отношении бюд-
жетных расходов. Ощущения насчет
следующего года все-таки оптимис-
тичные: сохранится подъем внут-
реннего спроса, что приведет к рос-
ту производства и стабилизации
экономической ситуации в стране. СГ1
Ш
Э
Мнения
и прогнозы
^ 15-^г
экспертов <-. ! очного
б ю д ж е т а * -------н а с а й т е
\У\\ч\.ЦцнІ£гІ.|Ц
70 ЕЕ декабрь 2010 - январь 2011
предыдущая страница 71 Личный Бюджет 2010 12-01 читать онлайн следующая страница 73 Личный Бюджет 2010 12-01 читать онлайн Домой Выключить/включить текст