репортаж
I
из стран располагает разными воз-
можностями, пространство Евро-
пы должно быть единым и чистым,
и ни один ее уголок нельзя превра-
щать в свалку.
А ч т о у н а с ?
Экологическое просвещение начи-
нается уже с ясельного возраста -
с одного года. Ари показывает нам
черную лохматую куклу - эта «баб-
ка-ежка», «грязнуля» не думает ни
о природе, ни об окружающих. Раз-
ве вы хотите быть похожими на нее,
спрашивают ребят воспитатели
в детском саду.
И все-таки, что же мешает фин-
нам просто сбросить весь накопив-
шийся мусор в один контейнер?
«Финский характер», - лаконично
отвечает Ари.
России до Скандинавии по-
ка далеко. В 2009 году в Москве пе-
рерабатывали всего 6% мусора,
13% - сжигали, а основной объем -
81% - по-прежнему вывозили на
свалки. Но есть надежда, что неиз-
бежное наступление новых техноло-
гий все-таки спровоцирует в нашей
стране «мусорную революцию».
Мы возвращаемся в Суурпел-
то, под Хельсинки, к исполинским
трубам вакуумного мусоропровода.
«А сколько все это стоит?» - спраши-
ваем мы у инженера Петри Поутту.
«Метр трубы мусоропровода стоит
€500-1000, - отвечает он. - Цена ус-
тановки
ЕпУас
составляет всего 1%
от стоимости возведения всего жи-
лья. Квадратный метр недвижимос-
ти с такой системой стоит на €60 до-
роже, чем без нее».
Возможно, в ближайшем бу-
дущем это коммунальное чу-
до появится и в России, в Санкт-
Петербурге. «Мы ждем, когда
в Петербурге начнут строить новый
достойный объект, где мы могли
бы начать проектное согласование
по установке нашего комплекса», -
говорит старший инженер У7Т Ве-
са Вестеринен. - Но пока это только
намерения».
Если вакуумный мусоропровод
появится хотя бы в одном россий-
ском жилом комплексе, его жители
станут первыми, кто займется сор-
тировкой мусора в России. Это было
бы хорошим началом. ЙС
Другие материалы об
инновационных видах
бизнеса читайте на сайте
wwxv. lhudget.ru
—■■■— [
Мнения экспертов
] —
Ш— Ш
Что мешает развитию индустрии переработки мусора в России?
РУБЕН МХИТАРОВ,
заместитель директора ФГУ «Научно-исследовательский центр
по проблемам управления ресурсосбережением и отходами»
ДЕНИС СТАРК,
лидер общественного движения
«Мусора.Больше.Нет»
- Бытует заблуждение, что
в России вообще нет индуст-
рии переработки мусора. Но
загляните на задворки любо-
го торгового центра в Москве
или Петербурге. Вы увидите,
что картон и пленка склады-
ваются отдельно, прессуются
и вывозятся на переработку.
Вырубка - обрезки от произ-
водства полиэтиленовых па-
кетов - тоже идет в перера-
ботку. Некондицию сдают
производители пластиковых
труб и окон. Предприятиям
это выгодно.
Чего у нас нет, так это раз-
дельного сбора и переработ-
ки твердых бытовых отходов
(ТБО). Дело в том, что госу-
дарство сильно занижает та-
рифы на вывоз и захоронение
ТБО для населения. Факти-
чески операторы должны ра-
ботать здесь по ценам ниже
себестоимости. Поэтому по-
лигоны и перевозчики ком-
пенсируют издержки обслу-
живания жилищного сектора,
повышая тарифы для пред-
приятий. Вывоз одного кубо-
метра мусора для ЖКХ стоит
240 руб., для предприятий -
450-500 руб. Захоронение
тонны отходов ЖКХ обходится
в 200 руб., бизнесу - в 800 руб.
Понятно, почему бизнесмен
боится выкинуть лишний ку-
бометр мусора, а население -
нет. Вдобавок предприни-
матели платят по 500 руб. за
каждую тонну неотсортиро-
ванных отходов - за их нега-
тивное воздействие на окру-
жающую среду. Население за
это не платит.
Выход? Нужно в 2-3 ра-
за повышать тарифы на вы-
воз мусора для населения.
Да, это жесткий путь. Зато на-
селение начнет экономить и
уменьшать количество отхо-
дов, в том числе сортируя му-
сор. Возможно, есть и более
мягкие методы. Но чтобы «до-
расти» до них, нужно дать лю-
дям ощутить значимость про-
блемы переработки отходов.
Что мы и делаем через наши
волонтерские акции.
-Мешаеткоррупция.В 2006 го-
ду наш центр и Министерст-
во промышленности и энер-
гетики разработали проект
федерального закона «О вто-
ричных материальных ресур-
сах». Он устанавливал четкие
правовые нормы и механиз-
мы в отрасли переработки от-
ходов. Но и сейчас действует
закон 1989 года «Об отходах
производства и потребле-
ния», обросший множеством
мелких, по сути косметичес-
ких, поправок. Почему не был
принят новый закон?
Во главу угла закон ста-
вил тару и упаковку. Стои-
мость утилизации упаковки
должна быть заложена в стои-
мость любого продукта. Тако-
ва практика Евросоюза, США
и Японии, где за утилизацию
продукта часто несет ответст-
венность производитель.
Функцию раздельного сбо-
ра упаковки планировалось
возложить на местные комму-
нальные службы. Поскольку
раздельный сбор мусора для
них - дополнительные затра-
ты, их нужно компенсировать
из стоимости, заложенной
в упаковку. Но кто будет соби-
рать с производителей день-
ги и распределять их между
переработчиками и комму-
нальщиками? В проекте зако-
на предлагалось создать фе-
деральный фонд - оператор
этих средств. Понятно, что че-
рез такой фонд должны про-
ходить миллиарды рублей. Ес-
тественно, что каждый, кто
обсуждал закон, хотел напра-
вить этот финансовый поток
через себя. В результате дис-
куссия развалилась.
Именно государство вна-
чале должно создать систему
раздельного сбора отходов.
При этом такая система долж-
на работать как часы и быть
прозрачной для населения.
Пока в России этого нет, уве-
личение тарифов на сбор му-
сора не приведет к технологи-
ческому развитию в отрасли,
а только вызовет весьма опас-
ное массовое недовольство.
октябрь 2010 ИЗ 75
предыдущая страница 66 Личный Бюджет 2010 10 читать онлайн следующая страница 68 Личный Бюджет 2010 10 читать онлайн Домой Выключить/включить текст