Заметный игрок на этом но-
вом рынке -
G ridP oint
из Арлинг-
тона. Компания привлекла более
$220 млн инвестиций, причем ос-
новную их часть выделил
G o ld m a n
Sachs.
Консультируют
G ridP oint
Тони
Посавац и «гуру энергетики», автор
бестселлера «Добыча» Дэниел Ергин.
Сейчас
G ridP oint
строит пер-
вую «умную» электросеть в шта-
те Колорадо. Стоимость проекта -
$100 млн. По словам директора
G rid P o in t
Питера Корселла, их цель -
дать энергетикам способ управ-
лять ресурсами, контролировать вы-
работку и распределение энергии.
«Всего в США 100 млн электросчет-
чиков, - говорит Корселл. - Мы ра-
ботаем с компаниями, на долю ко-
торых приходится 40 млн».
Одновременно
G rid P o in t
ведет
переговоры с производителями ма-
шин. Корселл мечтает, что ком-
поненты
G ridP oint
будут встрое-
ны в каждый электромобиль. «Было
бы идеально, чтобы наш софт был
"вшит" в машину и передавал дан-
ные поставщику энергии. Если на-
ши программы позволят корректи-
ровать работу сети в режиме реаль-
ного времени, экономия будет зна-
чительной», - говорит Корселл.
Галлон газа, сжигаемого на теп-
лоэлектростанции в период пико-
вой нагрузки электросетей, стоит
$0,6. А такое же количество энер-
гии, выработанное на возобновля-
емом источнике ночью, обойдет-
ся в $0,2. Здесь Посавац видит ни-
шу для нового бизнеса: «Управляя
поставками электричества и обеспе-
чивая водителям зарядку, биллинг
и другие услуги, компании вроде
G ridP oint
обеспечат эффективность
и экологичность электромобиля».
В
G eneral M otors
не исключают,
что партнерство с
G rid P o in t
может
перерасти в конкуренцию за то, кто
будет определять формат коммуни-
кации с энергосетями. И за то, чьи
чипы будут использованы в платах
электромобилей. Возможно ли, что
в будущем компоненты
G ridP oint
бу-
опыт
дут встроены во все машины вроде
C hevrolet V o lt
? «Об этом говорить ра-
но», - осторожно отвечает Дорфштат-
тер из
O n S ta r.
Возможно, начинкой
электромобилей решат заняться ги-
ганты
G eneral Electric
или
Siem en s.
Посредников между автопроиз-
водителями и энергосетями будет
много. Но разве
G eneral M o to rs
не
справится с этим сама? «И возьмет
на себя ответственность за верность
данных заправки? - спрашивает
Корселл. - Представьте, какими мо-
гут быть суммы исков. И захочет ли,
например,
T o yo ta
зависеть от про-
граммной среды, принадлежащей
G eneral M o to rs?
А наша компания
может заняться услугами биллинга
и включать счет за зарядку в общий
счет за электричество. Мы анали-
зируем работу заправок, как
Google
анализирует интернет-трафик».
Транспорт 2.0
Концепция электромобилей похо-
жа на идею
W eb 2 . 0 -
огромное ко-
личество технологий и компонен-
тов от огромного количества разра-
ботчиков. Еще недавно автоконцер-
ны напоминали гигантские пирами-
ды. Данные маркетинга уходили на
самый верх, оттуда спускались ре-
шения. Концерны соревновались в
разработке платформ: мотор, шасси
и подвеску старались сделать оди-
наковыми, и машины различались
только кузовом, отделкой салона и
электроникой. В
G eneral M o to rs
этот
подход довели до предела.
Сегодня автоконцерны напоми-
нают не пирамиды, а колеса, где спи-
цы соединяют команды разработчи-
ков по всему миру. В 2000 году про-
изводители вроде
V olksw agen
пере-
шли к стратегии модульного дизай-
на. Представьте, что машины со-
бирают из деталей конструктора
LEGO,
а его наборы делают на раз-
бросанных по всему миру заводах.
V olksw agen
создал структуру, кото-
рая заставила дизайнеров и инжене-
ров разрабатывать компоненты по
единому стандарту. Чтобы комбини-
ровать детали и делать хорошие ма-
шины, нужно четко представлять се-
бе, что вы хотите создать. А в
G eneral
M otors
по-прежнему распределяли
15 платформ между десятками моде-
лей.
..
C hevrolet V olt
- это новый под-
ход, «принцип
LEGO».
Через 2 го-
да планируется выпустить 30 000
C hevrolet V olt.
Это создаст рынок для
новых игроков - от производства
батарей до обработки данных.
Что делать?
После разговора с Тони Посавацем
у меня сложилось ощущение, что
сегодня увеличивать возможности
двигателя внутреннего сгорания -
все равно что увеличивать емкость
магнитофонных кассет. Посавац
считает, что нужно стимулировать
разработку аккумуляторов, элект-
рических компонентов и «умных»
сетей, переход на новые стандарты
и создание среды, внутри которой
конкурируют новые бизнесы. Адми-
нистрация Обамы это делает: вли-
вания в электроавтопром включают
$500 млн для производителей ком-
понентов и $400 млн в форме раз-
личных грантов. На развитие «ум-
ной» сети зарезервировано $4 млрд.
В создании электротранспор-
та будут участвовать тысячи пред-
приятий. Навести мосты между ни-
ми могут только стандарты, поддер-
жанные правительством. Чтобы
строить автопром будущего, нужно
снести много барьеров на пути тех-
нических разработчиков.
По американским меркам такое
правительство - почти социалисти-
ческое. Но, слушая Посаваца, пони-
маешь: противоречия между госу-
дарственным стимулированием со-
трудничества и институтом частной
собственности нет. Эпоха старого
социализма закончилась не по ма-
новению чьей-то невидимой руки.
Просто ушел его идейный против-
ник - классический промышленный
капитализм. Его сменили новые тех-
нологии. Видеть их развитие - пре-
имущество наших дней. СВ
февраль 2010
Щ
79
предыдущая страница 71 Личный Бюджет 2010 02 читать онлайн следующая страница 73 Личный Бюджет 2010 02 читать онлайн Домой Выключить/включить текст