опыт
I м о й бизнес
АККУМУЛЯТОРНЫЙ БЛОК позволя-
ет проехать 64 км без подзарядки
энергопотребления, придется пос-
троить еще 160 больших электро-
станций. Эд Кьер, директор по раз-
витию электротранспорта компа-
нии
S o u th e rn C a lifo rn ia E diso n ,
пре-
дупреждает: одному электромоби-
лю требуется примерно треть элект-
роэнергии, которую сейчас потреб-
ляет среднестатистический амери-
канский дом, и эта нагрузка ложит-
ся на местные сети. «В худшем слу-
чае вы подключаете автомобиль к
розетке - и вырубаете все дома в ок-
руге», - говорит Кьер.
Производители электроэнергии,
такие как
D u ke E n e rg y
и
S o u th e rn
C a lifo rn ia E dison,
сознают всю серь-
езность проблемы. Майк Рованд из
D u ke E n e rg y
признает, что решение
пока еще не найдено. Проблема не
в объемах необходимой энергии, а
в распределении нагрузки на сети.
Даже если бы все американцы пере-
сели на
V o lt
и подобные транспорт-
ные средства, энергопотребление в
США выросло бы на 10%. Но спра-
вятся ли с этим электросети? Глав-
ный вопрос: в какое время будут
подзаряжаться батареи электромо-
билей, откуда поступит электричес-
тво? Свои экологические преиму-
щества электромобили смогут про-
явить в полной мере, только если
будут подзаряжаться из возобнов-
ляемых источников энергии в часы
наименьшей нагрузки на сети - на-
пример, ранним утром с отдален-
ных гидроэлектростанций в Квебеке
или долине Теннесси.
Технически это нетруд-
но. Даже электромобили пер-
вого поколения можно запрог-
раммировать начать зарядку не
сразу после включения вилки в
розетку, а, например, после полу-
ночи. Но обеспечат ли электросети
одновременную зарядку миллионов
машин, да еще и используя только
возобновляемые источники энер-'
гии? В Америке насчитывается бо-
лее 3200 поставщиков энергии, всех
их нужно координировать.
Хорошая новость состоит в том,
что электромобилестроение озна-
чает переход к качественно ново-
му рынку. Он усвоил достижения
80-90-х годов - появление компью-
теров и программного обеспече-
ния, начавшееся сближение быто-
вой электроники с мобильными тех-
нологиями. Этот рынок открывает
возможности для новых компаний
среднего масштаба, которые вопло-
щают сильные стороны Америки -
дух предпринимательства, нестан-
дартные подходы, быстрое овладе-
ние технологиями.
Пора перестать отождествлять
автоиндустрию с несколькими ги-
гантскими компаниями, вытеснив-
шими всех независимых поставщи-
ков, и с машинами, сделанными от
первого до последнего винтика од-
ним производителем. Электромо-
биль - это сложное устройство на
стыке разрастающихся технологи-
ческих, информационных и элек-
трических отраслей. Заставить их
взаимодействовать - значит создать
более мощный стимулятор экономи-
ки, чем строительство и продажа са-
мих машин на электричестве.
Это задача для правительства,
чья основная обязанность - «поддер-
живать коммерцию в целом», как
еще в XVIII веке писал отец полит-
экономии Адам Смит. Чтобы дей-
ствительно поддержать автоиндус-
трию, нужно обеспечить новые схе-
мы разделения труда между произ-
водителями машин и поставщика-
ми энергии. Нужно поддержать и
компании, которые свяжут эти от-
расли вместе. В частности, это озна-
чает перестройку системы электро-
снабжения всей страны. Вот почему
Барак Обама не устает напоминать
американцам, что курс на экологи-
чески чистую энергию означает со-
здание рабочих мест внутри США, а
не где-то в Индии или Китае.
Власти на всех уровнях долж-
ны сделать все, чтобы помочь пре-
одолеть разрыв между производс-
твом автомобилей и информацион-
ной начинки к ним. Администрация
должна увеличивать занятость, по-
могая производителям оригиналь-
ного оборудования, способствуя
развитию мелких компаний - пос-
тавщиков программ и компонентов.
Отдел по созданию электромо-
биля - сам по себе стартап внутри
G eneral M otors.
Вот что говорит ру-
ководитель этого подразделения То-
ни Посавац: «Сегодня наша задача -
стать интегратором системы эколо-
гичного транспорта, контролиро-
вать все разработки в системе "ак-
кумуляторная батарея - машина -
электросеть"». Это значит, что, если
концерн
G eneral M o to rs
правильно
февраль 2010 НЕ 75
предыдущая страница 67 Личный Бюджет 2010 02 читать онлайн следующая страница 69 Личный Бюджет 2010 02 читать онлайн Домой Выключить/включить текст